«И будет песнь звенеть...»

Вечер памяти Александра Андреевича Дулова прошёл в ЦАПе 19 декабря 2014 года. Всё бы хорошо, вот только стены маленького зальца никак не раздвинешь, а потому не все желавшие там быть смогли это сделать. Обидно!
Задумывая этот вечер, мы хотели представить, как живёт песня после ухода автора, какими путями пробивается она к людям, кто и как её исполняет.
Как показывает жизнь, наиболее "живучи" те песни, которые Александр Андреевич называл "песни для пения". Они хорошо поются хором, долго остаются на слуху, с ними особенно тепло у костра и душевно за дружеским столом. Таких песен у Дулова много, особенно написанных в молодые годы, и когда говорят о Дулове, их как правило вспоминают в первую очередь. Концерт и открылся такими любимыми у бродячего народа песнями как "Дорога" на слова самого Дулова и "Сырая тяжесть сапога" на стихи Игоря Жданова в исполнении команды ветеранов турпоходов прошлого столетия – даже тысячелетия! – с дружной поддержкой зала, разумеется. Хоровых песен прозвучало в тот вечер немало, на концертах Дулова они тоже всегда исполнялись, обычно в конце и к всеобщему удовольствию. Живут они в народе и поныне, хотя, приходится признаться, слова подзабываются, подвергаются, как и мотив, трансформации, а некоторые популярные когда-то песни и вовсе уходят в небытиё. Игорь Любинский спел такую на стихи С.Есенина "Не жалею, не зову, не плачу". Помню, с какой бередящей душу нежностью пели её мы, студенты, в Казахстане на целине, и было это в 1958 году. Александр Андреевич почему-то относил песню к 1960 году, а мы, не зная имени автора, считали её народной.
Вторую группу своих песен Александр Андреевич называл "песни для исполнения", имея ввиду сольное исполнение со сцены – они и составляют основную часть дуловского песенного богатства и его наследия как Барда. Эти песни у костра звучали нечасто и, к сожалению, куда менее известны. За малым исключением, они сделаны на стихи его любимых поэтов. Со временем некоторые из них народ даже запел хором – "Размытый путь" на стихи Николая Рубцова, к примеру. Но большая часть песенного наследия Дулова требует всё-таки особого подхода – нуждаются в исполнителе! Повторить дуловское, конечно же, нет возможности, да и не надо наверное пытаться это делать. Каждый исполнитель, пропуская песню через свою душу, вносит в неё собственное я, кто в большей степени, кто в меньшей.
Многие песни Александра Андреевича крайне трудны для исполнения, в первую очередь это относится к так им любимым песням – сценкам, требующим немалого артистического таланта. И всё-таки за них берутся! Александр Костромин с неизменным успехом исполнил на вечере "Балладу о неандертальском Прометее" по стихам О.Тарутина и "Публику" на стихи Е.Евтушенко. Виктор Кузнецов продолжил дуловский цикл песен "Коррида" на стихи Евтушенко, спев "Лошадь Пикадора" и "Тореро". Поразительно, сколь современно звучат эти песни в наши дни. Вот, например, строки из песни от лица лошади: "Я слышу стоны бычьи/ в ревущих голосах./ Ведь это вы – убийцы,/ нашлёпки на глазах. /А ты, народ, как скоро / хозяев сбросишь в прах? /Но ты ведь – лошадь пикадора – / нашлёпки на глазах…"
Трудных песен в этот раз было много – настоящий бардовский концерт в дуловском стиле. Михаил Будин исполнил особенно им любимую "Весть о стоящем человеке" на слова Е.Владимировой о непобедимости человеческого духа и "Медвежий вальс" на слова И.Иртеньева. Владимир Альер прекрасно спел "Тост за речку Аян-урях" на стихи В.Шаламова и "Посвящение Александру Галичу" на стихи Б.Чичибабина. Михаил Грайфер порадовал "Пробуждением весны" на стихи С.Чёрного (замечу, что не все прозвучавшие в тот вечер песни я называю). Можно наверное сказать, что исполнители старшего поколения поют дуловские песни ближе к авторской манере, тогда как молодые позволяют себе больше "вольностей" – говорю безо всякого оттенка осуждения. Относится это и к Михаилу Будину и в особенности к очень артистичной Светлане Смирновой, которой аккомпонировал М.Грайфер. Она исполнила "Элегию" на стихи Н.Рубцова и "Песню ужаса" на слова И.Могилы - никто до неё за эти песни браться не решался. Спасибо ей огромное за смелость!
Но и лирики на вечере было немало. Особенно душевно прозвучал дуэт двух наших чудесных гитаристов - Дмитрия Григорьева и Михаила Грайфера, которые на просто исполнили, а сколдовали попурри из самых заветных и популярных у народа дуловских песен. А когда отгремели аплодисменты, на поклон вышел Игорь Каримов - именно ему пришла в голову светлая мысль попросить ребят сделать такую работу, понадобившуюся для сопровождения слайд-фильма об Александре Андреевиче. А в результате получилось вполне самостоятельное музыкальное произведение.
Завершение вечера получилось и вовсе необычным. Вера Романова и Александр Костромин рассказали о многолетней и по большому счёту подвижнической работе над новым диском избранной лирики Дулова, где поёт он сам, а над аранжировками трудился целый коллектив музыкантов, среди которых прежде всего хочется назвать Льва Кузнецова и Дмитрия Григорьева - основная тяжесть работы легла на них. Однако, помимо привычных гитарных аранжировок, на диске много и других, иногда неожиданных решений. Как заметил "звуковик" проекта Михаил Максимов, "Дулову очень идут классические инструменты"… Несколько готовых работ (на двойном диске будет более 50 песен) было на вечере показано: "Ноченька" на слова Дулова, "Поёт облетающий лес" на стихи А.Белого, "Душевная погода" на стихи В.Попова и, конечно, "Хромого короля" на стихи М.Карема. Публика была в восторге, и хочется надеяться, что скоро диск можно будет взять в руки.

Мария Черкасова-Дулова

На главную