Возвращение забытых песен


Традиционный осенний вечер памяти Александра Андреевича прошёл в ЦАПе 6-го декабря 2015 года. Вместить всех желающих малый зал, как обычно, не смог, поэтому следующий концерт-презентацию нового двойного диска избранной лирики Дулова 25 февраля 2016 г. решено провести в куда более просторном Большом зале ЦАПа (КЦ "ДОМ").
           Этот же декабрьский концерт мы решили посвятить забытым и редким песням Дулова, и это удалось — даже признанные знатоки дуловского творчества сделали для себя немало открытий. Вообще, как выяснилось благодаря обнаруженной в архиве Александра Андреевича тоненькой школьной тетрадочке, куда он более полувека заносил названия своих творений, на счету Дулова не 282 песни, опубликованных в «самом полном» МП3 собрании, а около 500! К сожалению, от примерно двухсот песен, относящихся главным образом к молодым годам, уцелели только названия. Но то, что свою первую песню шестнадцатилетний Дулов написал на стихи Александра Сергеевича Пушкина «Бог весёлый винограда», тетрадочка поведала, и Ира Левинзон эти прелестные стихи прочитала — как эпиграф ко всему вечеру.

           Что касается песен, вошедших в МП3, то из них более или менее на слуху примерно треть от общего числа. Одни сам автор, однажды исполнив, забросил, другие пел крайне редко, третьи по каким-то причинам вышли из употребления и забылись. А среди них такие шедевры!.. На каждой нашей встрече дружный хор с большим энтузиазмом исполняет самые живучие (что вполне понятно) «дорожно-костровые» песни. Так было и в этот вечер. Но есть мнение, что получился он отличным от других: эмоциональной напряжённостью, какой-то особой избранностью озвученной Дуловым поэзии. Были представлены не только «забытые» песни, специально выученные к этому вечеру, но и некоторые «забытые» поэты. При том немало было песен трудных, на жгучие болевые темы, на стихи таких поэтов, как Варлам Шаламов, Анатолий Жигулин, Юрий Кузнецов, Анна Книпер-Тимирёва. Особенно хочется отметить впервые прозвучавшую со сцены не в авторском исполнении, крайне трудную песню «Памяти друзей» на стихи Анатолия Жигулина («Семь лет назад я вышел из тюрьмы…"). Михаил Грайфер спел её в очень органичной сдержанно-повествовательной манере, тонко, точно, так что мороз продирал по коже.

           И конечно, подлинным открытием стали песни на стихи Даниила Андреева, оживлённые благодаря Александру Палею и Александру Силонову, впервые участвовавшему в дуловском вечере. Десять лет провёл Даниил Андреев в лагерях и Владимирском централе, и в этом аду слагал свои удивительно светлые стихи о родной земле, по которой так любил ступать босиком. Поэзия дала ему силы выжить, как и многим другим в сходных условиях, но после освобождения сил хватило всего на два года. И за это время он с помощью верной жены Аллы, также отсидевшей своё, сумел привести в порядок спасённый стихотворный архив и ещё сочинить свою загадочную «Розу мира». Алла Андреева после смерти мужа написала книгу «Плаванье к Небесному Кремлю» — по названию ненаписанной поэмы Даниила Андреева. А в работе над этой книгой ей помогал, как выяснилось на вечере, наш Саша Палей! Все затаили дыхание, когда он взволнованно рассказывал, как это было.

           Наконец, дуловская «Коррида», сделанная по одноименной поэме Евгения Евтушенко, — на вечере она была исполнена полностью, впервые после более чем тридцатилетнего перерыва. Поэма опубликована в 1967 году, и Дулов в том же году сделал песней один из вошедших в неё монологов «Я публика, публика, публика», а в 1973 уже пел целую композицию, куда вошли также монологи Быка, Лошади пикадора и Тореро. В начале композиции, как и в поэме, звучала «Севилья» — взрывной гитарный аккомпанемент в испанском духе получался у Дулова великолепно. «Корриду» Александр Андреевич исполнял на своих концертах множество раз, звучала она в высшей степени смело и вызывающе. Петь её Дулов перестал с началом эры гласности, когда она стала не столь актуальна, чего никак не скажешь о времени настоящем. На нашем вечере «Севилью» исполнил Михаил Будин, «Быка» и «Лошадь» — Виктор Кузнецов, а Александр Костромин — «Публику». Монолог «Тореро» прозвучал с фонограммы из уст самого Александра Андреевича: «Тореро, мальчик, будь собой — /ведь честь всего дороже. / Не посвящай, тореро, бой/ правительственной ложе!»

           Все выступавшие на вечере были хороши по-своему, всех я хочу здесь поблагодарить. Кроме названных выше, это Ольга и Алексей Черемисовы, Игорь Любинский, Владимир Альер, Аня Ревзина, Светлана Смирнова, Андрей Яновский, Галина Колесникова, Дмитрий Шрейдер, Михаил Орлов. Хотелось бы, но нет возможности пересказать всю программу, однако желающие могут посмотреть запись концерта.

Мария Черкасова-Дулова


На главную